тел: +380487888987
моб/viber: +380737888987
email: info@buhgalteria.od.ua
Одеса, вул. Космонавтів, 62-оф.61
укр / рус
#Лайфхакбух № 7

Как работать с кассовым аппаратом

Пошаговая инструкция по работе продавца-кассира на РРО
Шаг 1. До начала работы (смены) кассир обязан провести ежедневное техническое обслуживание РРО, для этого:

 — проверяем отсутствие повреждений средств контроля (пломб) на корпусе РРО и модема, к пломбам относимся очень бережно;
— проводим внешний осмотр на предмет целостности корпуса РРО / модема / блоков / питания / интерфейсных кабелей, удаляем пыль, грязь и другие посторонние предметы, мешающие работе принтера и клавиатуры;
 — проверяем надёжность подключения РРО / модема к блоку питания и сети 220 В, а также надёжность подключения интерфейсных проводов.

Отставляем подальше всё, что связано с жидкостями — вазы, горшки, чашки, бутылки и т. п., т. к. воду РРО мягко говоря не любит. Особое внимание уделяем борьбе с всевозможными насекомыми, т. к. после следов их жизнедеятельности РРО практически не ремонтопригоден


ВАЖНО!!!
В случае обнаружения повреждений — необходимо срочно сообщить Администратору (старшему смены) для обращения в ЦСО;

Шаг 2. Включаем РРО (да и всё остальное, что необходимо для работы: модем, компьютер, сканер, банковский терминал и т. п.).

Шаг 3. Проверяем наличие чековой ленты. При необходимости устанавливаем новый рулон.

Шаг 4. Регистрируем кассира (требуется не на всех моделях РРО).

Шаг 5. Выполняем X-отчёт, по которому проверяем: — правильность установки ленты. Часто устанавливают рулон ленты «вверх ногами» и спешат звонить в ЦСО с вызовом о неисправности принтера. Термолента имеет только один слой для печати, соответственно существует только одно правильное положение рулона в принтере; — выполнение Z-отчёта за предыдущую смену.
Если в X-отчёте видим суммы — есть повод для беспокойства — предыдущая смена забыла выполнить обнуляющий отчёт, что чревато штрафом в 340 грн. Срочно выполняем Z-отчёт, пока не истекли 24 часа с момента проведения первой расчётной операции предыдущей смены и РРО не заблокировался; дату и время (корректируем время при необходимости). Пересчитываем деньги в денежном ящике (сейфе) и сверяем с остатком в предыдущем Z-отчёте.

Шаг 6. Внесение разменной монеты — ВАЖНО!!!
Прежде чем пробивать чек (перед первой расчётной операцией, первым покупателем/клиентом) в обязательном порядке вносим разменную монету

6.1. если в конце предыдущего дня полностью обнулили РРО и забрали под ноль «служебной выдачей» все деньги, то необходимо сделать «служебное внесение» в установленном размере.

6.2. если остаток наличности с предыдущего дня остался в ящике РРО, то в этом случае все равно следует осуществить операцию «Служебное внесение» в начале рабочего дня (перед проведением расчетов).
Необходимость ежедневного осуществления операции «Служебное внесение» направлена на обеспечение соответствия сумм наличных средств на месте проведения расчетов сумме средств, указанной в дневном отчете РРО. Если наличная выручка с предыдущего дня, которая хранится на месте проведения расчетов, на момент регистрации первой расчетной операции не будет зарегистрирована (внесена) через РРО с использованием операции «Служебное внесение», это приведет к несоответствию суммы наличных средств на месте проведения расчетов сумме средств, указанной в дневном отчете РРО. А такое несоответствие может грозить предприятию штрафными санкциями в ходе проверки

Шаг 7. Пробиваем чек: — пробиваем код товара (не цену, не название, а КОД товара, который присвоен каждому товару/услуге, может быть указан на ценнике или в прейскуранте и запрограммирован в РРО);
 — при продаже нескольких единиц одного и того же товара или при продаже весового (литрового и проч) товара не забываем вначале вводить количество (вес) и умножать его на код товара;
 — когда все покупки пробиты нажимаем кнопку ПС (промежуточная сумма) и убеждаемся, что в сумме чека нет ошибки. Если таки есть, аннулируем чек и пробиваем коды заново

можно конечно и аннулировать ошибочную позицию в чеке, но не нужно, т. к. покупателю будет сложно разобраться, что же ему все-таки пробили в чеке.;

 — сообщаем покупателю сумму к оплате;
 — уточняем форму оплаты (наличная или безналичная);
 — принимаем деньги или банковскую карту. Если покупатель решил оплатить банковской карточкой, то вначале выполняем операции с банковским терминалом и только затем переходим к следующему пункту;
 — вводим сумму, полученную от покупателя для автоматического расчета сдачи (операция необязательная, но может избавить Вас от вычисления сдачи в уме или на калькуляторе);
 — нажимаем кнопку Оплата для закрытия чека за наличный расчет;
 — нажимаем кнопку Чек / Кредит / Картка для закрытия чека за безналичный расчет;
 — выдаём товар, фискальный чек (при безналичной оплате дополнительно выдаем слип-чек банковского терминала) и сдачу покупателю со словами «Спасибо за покупку, приходите еще».

Шаг 8. В конце смены перед закрытием выполняем дневной X-отчёт, пересчитываем деньги в денежном сейфе, сравниваем с суммой в отчёте, убедиться, что все сошлось! или наоборот — в этом случае срочно приглашаем Администратора (старшего смены) — для решения запрограммировать новый товар, поменять цену на старые товары, переписать прейскурант или ценники и т. д. и т. п.

Шаг 9. Закрываем смену (но не позднее 24 часов с момента пробития первого чека).
несмотря на усталость, голод и желание побыстрее уйти домой, нужно выполнить ряд очень ответственных операций: — выполняем X-отчёт, пересчитываем деньги в денежном сейфе, сравниваем с суммой в отчёте. Если в течение дня все делали правильно, то все должно сойтись, если нет — не спешите винить РРО — 99,99%, что проблема не в нём.

Обратите внимание, что безналичные оплаты в отчете отражены отдельной строкой и не попадают в «готівку в сейфі»;

 — операцией «служебная выдача» выводим всю или часть выручки, не забывая оставить разменную монету для следующей смены.
 — передаём выручку в бухгалтерию,
 — проверяем наличие достаточного остатка кассовой ленты и выполняем обнуляющий Z-отчёт. Убеждаемся, что в отчёте есть фраза наподобие «Регістри обнулено», «Звіт дійсний» и т. п., присвоен номер и указаны правильные дата и время.

Перед выполнением Z-отчёта на некоторых РРО необходимо выполнить печать контрольной ленты. — контрольную ленту (при наличии) сворачиваем в трубочку или складываем несколько раз и храним в течении трех дней на месте расчётов и трёх лет где-нибудь на объекте торговли;

 — Z-отчёт подклеиваем в Раздел № 1 КУРО и обязательно заполняем Раздел № 2 строго согласно отчета.

ВАЖНО!!!
Заранее в разделе № 2 ни в коем случае ничего не заполняем — ни даты, ни номера отчета, ни т. д. ни т. п., т. к. в случае чего исправления в КУРО не приветствуются (хотя и допускаются, но не более пяти на одной странице, методом зачёркивания и написания рядом правильных данных);

 — закрываем смену на банковском платежном терминале, если хотим, чтобы безналичные платежи попали на Ваш банковский счет.

Шаг 10. Ждем автоматической передачи отчета в налоговую инспекцию или отправляем его вручную, где это возможно.

Шаг 11. При необходимости отключаем все то, что включили в п .2.

Шаг 12. С хорошим настроением и чувством выполненного долга идем домой.